Общая перспектива высказываний

В первом параграфе мы рассматривали своеобразие коммуникативного строения спонтанных дискурсов школьников на микроуровне. Макротекстовый анализ с позиций актуального членения носит название общей перспективы высказываний [Серкова 1973]. Анализ внутреннего строения рассказов учащихся с позиций общей перспективы высказываний наглядно подтверждает все отмеченные выше особенности структуры целостных дискурсов.

Как и в исследовании коммуникативной структуры спонтанных описаний, анализ целостных дискурсов опирался на аудиторский анализ, описание которого дано в первом параграфе данной главы. Нас главным образом интересовали своеобразие межблочных отношений в рамках дискурса и реализация текстового обобщения на макроуровне.

Все отмеченные особенности речи 6-7-летних школьников отражаются и в коммуникативном строении макротекстов. Слабая сегментация на тематические блоки, отсутствие лингвистически выраженных связей между сверхфразовыми единствами, неумение строить фигуры текстового обобщения т.п. – все это приводит к тому, что схема коммуникативного строения рассказа детей этого возраста выглядит как набор изолированных фраз. Приведем пример.

(1) Вот/ они там делали// (2) Специально такой аэродром/ около речки// (3) Эт был нерусский фильм// Вот// (4) Сделали такой космодром// Вот// (5) А там ракета// (6) Они сделали ракету// (7) И специально такой заброшенный дом/ был там// (8) И они туда зашли// (9) Вот/ а там все сделали управление// Вот// (10) Сделали ракету// (11) Зайца такое/ взяли// (12) Кролика/ туда посадили// (13) Такое/ закрыли// (14) Все топливо туда заделали// (15) И включает такое//...

Схематическое изображение данного отрывка дано на схеме 7.

Коммуникативная структура спонтанной речи к подростковому возрасту (10-11 лет) обретает более четкие очертания. Все рассмотренные особенности внутритекстового членения, построения межблочных связей и текстового обобщения делает схемы дискурсов школьников этого возраста достаточно стройными. Покажем на двух примерах особенности межблочных переходов в рамках небольших фрагментов.

Схема 7

Т1 ––––––––Р1 Т3 ––––––––Р3 Т7 ––––––Р7

(Т2 )––––––Р2 Т5 ––––––––Р5

Т8 ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––Р8

Т4 –––––––––Р4

Т6 ––––––––––––––––––––––––––––––Р6 Т9 –––––Р9

(Т10)–––––––Р10

Р11 ––––––––Т11

(Т13) –––––––––––Р13 Р12 ––––––Т12



(Т14) ––––––––––Р14 (Т15)––––––––Р15

(1) А там был/ один дяденька такой здоровый/ Капелька// (2) Он там самбист// (3) Ну в общем/ в общем сильный человек// (4) Вот/ он там очень здорово дрался// (5) Он поехал на машине// (6) Он подъехал/ машину поставил// (7) А ему в машину подложили мину//...

На схеме 8 покажем общую перспективу высказывания этого отрывка.

Схема 8

Т1 ———————Р1


Т2 —————Р2 Т5 —————Р5


(Т3 )—————Р3 Т6 —————Р6

Т4 —————Р4 Т7 —————Р7

(1)Там был один человек// (2) Он/ это самое/ ну жил в одиночестве// (3) И он/ все делал сам// (4) Сам с собой играл в теннис// (5) Сам с собой там/ в карты играл// (6) И вот однажды/ к нему девушка одна постучалась// (7) В дождь// (8) Попросилась/ чтоб переночевать// (9) Она там заблудилась/ ночью//...

Общая перспектива высказываний этого отрывка показана на схеме 9.

Характеризуя коммуникативную структуру речевых произведений старшеклассников, мы покажем лишь проявления текстового обобщения, которые несут в себе качественные отличия дискурсов учащихся 15-16 лет, от речи детей среднего школьного возраста.

Схема 9

Т1 —————Р1


Т2 ————–Р2


Т3 ————–Р3


Т4 ————–Р4


Т5 ————–Р5


Т6 —————Р6

(Т7 )—————Р7

(Т8 )—————Р8

Т9 —————Р9

Приведем отрывок рассказа, содержащий фигуру расширения.

(1) Значит/ полетели летчики/ три английских летчика бомбить Францию// (...) (2) Их/ значит/ зениткой сбили/ их самолет// (3) И они/ значит/ попрыгали на парашютах// (...) (4) Значит эти летчики/ Макинтош/ капитан и еще один летчик/ вот они там/ как выбирались/ значит/ из французского тыла к себе в Англию// (5) Макинтош попал/ на крышу консерватории// (6) Там на коня как раз сел// (7)Он сразу значит/ с крыши/ собрал свой парашют// (8) Пошел вниз (...)// (9) Значит/ в это время еще один летчик/ приземляется на балкон/ маляра/ который красит// (...) (10) Остается капитан// (11) Он упал к моржам// (12) В зоопарк//...



Вот как выглядит схема этого фрагмента.

Схема 10

(Т1 )--------------Р1

Т2 -------------Р2

Т3 -------------Р3

Т4 -------------Р4

┌ ┐

Т5 -------------Р5 Т9 -------------Р9 Т10 ------------Р10


Т6 -----------Р6 Т11 -------------Р11


Т7 -------------Р7


(Т12) -------------Р12

Т8 -------------Р8

Приведем пример на фигуру сужения.

(1) Тут показывают пульт управления// (2) Весь такой/ значит/ этой заделанный/ пленкой такой целлофановой/ полиэтиленовой// (3) Весь покрытый// (4) И портрет вот того ученого/ профессора на нем// (5) А это все дело/ где они находятся/ под озером//...

Схема 11

Т1 —————Р1

(Т2 )—————Р2

Т5 —————Р5

(Т3 )—————Р3

Р4 —————Т4


nuzhen-li-malishu-detskij-sad.html
nuzhna-li-muzhchine-realnaya-vlast-v-seme.html
    PR.RU™