Назовите основные разделы литературоведения и определите их функции в науке о литературе и то, как они связаны между собой.

Современное литературоведение состоит из:

1. История литературы – широкая область конкретных исследований историко-литературных фактов и связей между ними, она составляет центр науки о литературе. Изучает образное изображение действительности.

2. Теория литературы - изучает природную и общественную функцию литературного творчества, изучает структуры произведения.

3. Литературная критика - рассмотрение только что вышедших произведений из под пера писателей. Первый раздел изучает образное изображение действительности,

второй – изучение структуры произведения, третий – изучение литературного процесса.

3. Назовите вспомогательные историко-литературные дисциплины, которые вы знаете.

Наука, философия, религия, библиография, источниковедение (в том числе архивоведение), текстология.

II тема. Литература и другие виды искусств

Определите литературу как вид искусства по всем известным вам классификациям.

Литература – это вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово. Схема?

В чем сходство литературы и живописи? В чем преимущества литературы перед живописью?

Живопись, на первый взгляд, занимается изготовлением вещей. Они представлены знаками. Из них создаются невербальные тексты. Литература отличается тем, что пользуется естественным человеческим языком.

Живопись использует «тела и краски, взятые в пространстве, поэзия – членораздельные звуки, воспринимаемые во времени». Предметы, которые сосуществуют друг подле друга, называются телами. Значит, тела с их свойствами и составляют предмет живописи.

Предметы, которые следуют одни за другими, называются действиями. Значит, действия составляют предмет поэзии. Специфический предмет поэзии – события и поступки изображенных лиц, в живописи – их телесные свойства. Сами художественные задачи поэта и живописца одни и те же. Поэт хочет сделать идеи, которые он возбуждает в нас, настолько живыми, чтобы мы воображали, будто мы получаем действительно чувственное представление об изображаемых предметах.

В литературе наглядность заменяется впечатляющей силой воображаемого предмета, благодаря которой он становится как бы зримым, но не соотносится нами с эмпирической действительностью.

В чем сходство литературы и музыки? В чем преимущества литературы перед музыкой.

Музыка и литература принадлежат к временному искусству, к искусству изобразительного типа. Музыкант и поэт воспринимают жизнь слыша. Но людям важно не их восприятие, а то, чтобы они творили слышимую жизнь, населяя мир звучанием. Сложилась особая традиция в изучении «музыкальности» лирики и стиха. Мы можем услышать творение музыканта и писателя.



В составе каких синтетических искусств используется искусство слова?

Наука, философия, религия, искусство. Понятие искусство слова относится в первую очередь к риторике, а уж потом к литературе и философии.

III тема. Художественный образ

В чем проявляется двойственная природа художественного образа? Что составляет объективную и субъективную сторону художественного познания действительности?

Образ – это результат освоения сознанием окружающей действительности, внешний мир, попавший в фокус сознания.

9. Чем художественный образ отличается от научного обобщения (закона)?

Художественный образ не может быть отброшен за ненадобностью, вытеснен другим.

IV тема. Роды и жанры литературы

Какие две главные методологические проблемы существуют в современном литературоведении в связи с осмыслением категории жанра? В какую эпоху они особенно активно обсуждались?

1. Соотношение между двумя значениями термина «жанр», а вместе с тем теоретической моделью жанровой структуры и реальной историей литературы.

2. Причины и следствия смены канонических жанров неканоническими, произошедшими на рубеже 18-19 века. Эти проблемы активно обсуждались в эпоху русского формализма.

В эпоху русского формализма 1920-х годов кризис жанрологии.

Когда в литературоведении создается универсальная теоретическая модель жанровой структуры? Кто из исследователей (и какие их труды), по мнению авторов учебника, подготовили создание этой универсальной модели? В каком направлении шла их работа.

Тынянов – эволюционный аспект. Бахтин, Поспелов - типологический


nazovite-strukturi-vhodyashie-v-sostav-preddvernoj-vestibulyarnoj-stenki-a-b-v-pereponchatogo-kanala-ulitki.html
nazovite-tip-krovotochivosti-harakternij-dlya-gemofilii-test-otkritogo-tipa.html
    PR.RU™